ПРЕМИЯ КОМЕЧА 2016: Живой памятник, живая память, живые люди

Мы вчера побывали на замечательном торжестве – вручении премии имени Алексея Комеча. В прошлом году мы были ее лауреатами, в этом году жюри выбрало предложенного нами номинанта – Ольгу Мазанову, градозащитницу из Ярославля.

Ольга МазановаЭто очень скромный, искренний и сильный человек. Когда она узнала, что ей присуждается такая награда – удивилась: «Почему мне, есть же люди, которые спасли огромное множество памятников?». Но она делает гораздо больше: зажигает своим энтузиазмом других.

Ставить памятники на охрану, защищать их от разрушения, фальши и лжи очень сложно. Но еще сложнее привить любовь к городу его же жителям. И Ольге это удается. Подтверждение тому – недавно появившееся в Ярославле свое градозащитное движение.

Еще один лауреат премии Комеча – Анор Тукаева. Вернее – ее фонд «Центр возрождение Крохино» и все его волонтеры. И это тоже история о том, как один человек зажигает сердца других. И это напрямую касается Вологодской области.
Крохинский храм – единственный в России сохранился после затоплений всего и вся при создании гидроэлектростанций и водных путей. Уже больше полувека он стоит в воде, в месте, где Шекснинское водохранилище незаметно переходит в Белое озеро.

8a_U1bnOcQMЭти прекрасные руины неизменно из года в год фотографируют туристы, проплывающие мимо по Волго-Балту. Фотографируют, немного печалятся, и уплывают дальше. И только один человек не смог этот храм бросить. Благодаря энтузиазму Анор собралась группа волонтеров из разных городов.

Эти люди несколько раз в год проделывают путь в сотни километров. Они едут на выходные в Белозерск, чтобы строить дамбу, укреплять кладку стен, разбирать завалы. Труд, без всякого пафоса, титанический: все делается руками. В планах – возрождение не именно храма, но некого маяка как символа и памятника в том числе и ушедшим под воду многочисленным российским городам и селам.

И делается все это не благодаря, а вопреки. Вопреки бессмысленным препонам местных властей, равнодушию епархии и Комитета по охране памятников.

И еще один герой вчерашнего торжества – Александр Можаев, представлявший в данном случае неформальное объединение «Вспомнить все». Занимаются они восстановлением старинных московских табличек – типа «Аптека» или «Булочная» на московских домах. Можаев, кстати, тоже связан с Вологдой, особенно с деревянной, про которую не раз писал.

В общем – живой памятник, живая память, живые люди, как сказала Наталья Самовер, один из координаторов «Архнадзора».

P3pAmKK9XvI

Ну и на этом фоне пришла оглушительная новость из нашего Комитета по охране наследия. Он собрался проводить акцию по привлечению внимания общественности к памятникам. Акция эта продлится аж целую неделю.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *