Символ Вологды
Александр Сазонов, экскурсовод, автор книг о Вологде:
— Не скажу, что помню и люблю этот дом с детства. В «деревянном море» 1950-х годов таких двухэтажек было не счесть. С колокольни я выискивал крышу своей — на Первомайской, бродя или колеся по Вологде на велосипеде, запоминал ближайшие окрестности. Со временем кварталы сложились в образ любимого города. Вологда застраивалась. Но с радостью новизны росло и чувство дискомфорта: слишком уж быстро привычное и родное сменялось незнакомым и чуждым.
С подростковых лет начал снимать уходящую натуру, правда, мало, неактивно, бессистемно и бездарно, о чем сейчас жалею! И вот дожил до того, что от близкой сердцу деревянной Вологды остались считанные дома.
Замедляю шаг, когда прохожу мимо таких старожилов темными вечерами. Тогда легче отсечь взглядом лишнее, а нужное домыслить и представить себя в городе детства, может вот за этими тускло освещенными окнами дома №17 на улице Кирова. Проводя экскурсии, читая книги, общаясь со специалистами, понял, что именно привычная с детства деревянная среда и делала Вологду уникальной.
Как-то долго водил по городу москвича С. А. Ариарского, читавшего для экскурсоводов курс архитектуры. У дома №20 на тогдашней улице Кл.Цеткин, этот, много повидавший на своем веку человек, воскликнул: «Это лучшее, что мы сегодня видели!». Из всего разнообразия типов вологодских домов именно такие двухэтажки с угловой лоджией выделяют наш город среди других.
От старожила Вологды Денисова узнал, что в годы его детства, в начале 20 века, дом принадлежал инженеру-железнодорожнику Кирхогланину, с сыном которого он дружил. Дом стал еще ближе. На экскурсиях подводил к нему туристов.
Однажды мой рассказ дополнили пожилые жители дома, обратившие внимание на оконные и дверные медные ручки, на тщательность отделки резных деталей. Видно было, что люди гордятся своим домом.
Поэтому, готовя с корреспондентом областного радио Н.Б.Столяровой передачу «Как живется в памятнике?», я повел ее именно сюда. Стариков на месте не оказалось, пообщались с их молодыми соседями. На удивление, они не жаждали выехать из дома-памятника, а мечтали, что его
Не сложилось! Последний «вологодский бриллиант в Российской короне» гибнет. Для меня он такой же символ Вологды, как и Софийский собор.
К сожалению, ныне живущее поколение последнее, кто видит подлинные традиционные вологодские дома, не тронутые руками равнодушных «реставраторов-имитаторов», но, в отличие от иностранных туристов, в большинстве не понимает их красоты и ценности: патриотическое воспитание, за исключением военного, у нас не в чести.
Хотелось бы на пресс-конференции услышать от администрации города и независимой комиссии из архитекторов и юристов не столько ответ на вопрос, кто виноват в порче последнего деревянного шедевра, но, главное, что с ним будет дальше. Если мы сами не будем лелеять и пропагандировать свою культуру, ее заменят на чужую, причем нашими же руками.