О третьем съезде градозащитников России

 …в материале Константина Михайлова: «Как уже известно всему прогрессивному человечеству, 14-15 марта 2015 года в Санкт-Петербурге состоялся Всероссийский съезд градозащитников. Зачем он собирался и что он решил – впечатления участника.

Хронология

В официальных материалах, раздававшихся перед открытием форума, он именовался III Съездом градозащитников России. Предыдущий съезд, проходивший в Москве 1-2 марта 2014 года, не имел номера и именовался организаторами просто Московским, а в блогосфере иногда и Первым. Это не означает, что между мартом 2014-го и мартом 2015-го градозащитники России провели конспиративный Второй съезд. Просто петербургские организаторы решили считать первым градозащитным форумом новейших времен встречу представителей 15 городов в северной столице в марте 2013 года.

На самом деле, если уж вспоминать все предыстории, петербургский съезд градозащитников можно было считать даже и Пятым. В 1987 году в тогда еще Ленинграде и в 1988 году в Москве градозащитники или, как их тогда именовали, представители неформальных организаций по охране памятников истории и культуры, провели два форума – собирались со всего СССР, но российские делегаты были в большинстве. О тех славных временах градозащитники до сих пор помнят, и это живая память. Некоторые участники тех событий и тех встреч, ваш покорный слуга в том числе, оказались в строю и — страшно подумать — 28 лет спустя. Так что преемственность налицо, тем более, что нельзя, увы, сказать, что тогдашние проблемы охраны наследия решены. К ним просто добавилось множество новых.

В общем, как ни считай, а градозащитный форум состоялся. А нумерацию оставим историкам. Числится же, например, в истории церковных Вселенских соборов Пято-Шестой собор. И ничего.

География

В петербургском съезде 2015 года участвовало более 130 представителей градозащитных организаций из примерно 30 городов и регионов. Были, конечно, и формальные «гости» – архитекторы, реставраторы, эксперты, музейные работники, историки, журналисты, региональные и муниципальные депутаты. Но так как все они принимают в защите памятников активное участие, то гостями на градозащитном съезде их называть не приходится.

География градозащиты оказалась широка. Архангельск (региональное отделение ВООПИК), Боровск (отделение ВООПИК), Брянск (Общественное движение за сохранение исторического облика Брянска), Вологда («Настоящая Вологда») и Вологодская область (Центр возрождения культурного наследия «Крохино»), Гатчина (Международный фонд краеведов), Екатеринбург («Реальная история»), Иваново («Архдозор»), Казань (Татарстанское отделение ВООПИК), Калуга, Карелия (региональное отделение ВООПИК), Ленинградская область (областное отделение ВООПИК), Москва («Архнадзор», городское отделение ВООПИК), Московская область (областное отделение ВООПИК), Нижний Новгород («СпасГрад»), Петергоф (отделение ВООПИК), Пермь, Санкт-Петербург (городское отделение ИКОМОС, Фонд имени Д.С. Лихачева, городское отделение ВООПИК, «Живой город», «Синяя лента», Союз краеведов, «Защита исторического Петербурга», «Охтинская дуга», «Митрофаньевский союз», «Юные за возрождение Петербурга», «Движение гражданских инициатив», «Петербуржцы за общественный транспорт», Лига защиты культуры), Сочи, Тверь («Тверские своды»), Торопец (Торопецкое историческое общество»), Тульская область, Уфа («Архзащита Уфы»), Челябинск («АрхиСтраж»), Ярославль (региональное отделение ВООПИК).

Челябинск, Брянск, Иваново и Калуга были представлены на всероссийских градозащитных форумах впервые. Движение ширится и крепнет. Действуют градозащитные организации в Воронеже, Пскове, Орле, доносится информация о консолидации наших единомышленников в Тамбове, Калининграде, Омске. Наверняка про кого-то мы пока не знаем.

Тем интереснее будет на следующем градозащитном съезде. Его – по предложению Олеси Балтусовой, казанской градозащитницы и помощника Президента Татарстана – решено провести в 2016 году в Казани.

Напутствия

Кинорежиссер и градозащитник Александр Сокуров, выступая перед началом съезда, произнес те гордые слова, которые вынесены в заглавие этих заметок. И добавил слова горькие: мы влияем на ситуацию, но агентов влияния у нас мало. «Нужно идти на разговор с властью, — продолжал Сокуров, обозначая одну из основных тем дискуссий на съезде, — нужно подтверждать наше право решать вопросы нашей жизни, нужно диктовать власти, что делать, потому что иногда мы знаем это точнее и лучше, чем она».

Читайте далее на сайте «Хранители наследия»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *